Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
Жил-был в уютной норке под корнями старого дуба маленький Зайчонок по имени Пух. Пух очень любил свою маму Зайчиху. Ему нравилось, когда они вместе собирали хрустящие морковки, рассказывали друг другу истории при свете луны и засыпали, прижавшись друг к другу.
Но иногда Маме-Зайчихе нужно было уйти: принести вкусных ягод с дальнего луга или помочь тетушке Белке. И вот тогда в сердце Пуха поселялся маленький, колючий Холодок. Ему казалось, что норка становится огромной и пустой, а тишина – слишком громкой. «А вдруг мама забудет дорогу? А вдруг она не услышит, если мне станет страшно?» – думал он, и его маленькое сердечко начинало стучать быстрее.
Однажды утром Мама-Зайчиха сказала:
Мама-Зайчиха нежно обняла сыночка и усадила его рядом.
Пух притих и прислушался. Ему показалось, что в груди стало очень тепло и спокойно. Колючий Холодок уменьшился.
Он немного постоял, прислушиваясь:
Мама-Зайчиха поцеловала Пуха в макушку и вышла из норки. Зайчонку стало чуть-чуть тревожно. Он подбежал к входу и посмотрел вслед маме. Потом вспомнил про Волшебную Ниточку. Он сел на мягкий мох, закрыл глазки, положил лапку на грудь и представил ту самую крепкую, невидимую ниточку, идущую от его сердца к маминому.
«Дергаю за ниточку!» – мысленно сказал он. И тут же почувствовал в сердце знакомое тепло, будто мама обняла его. Он представил, как по ниточке к нему бегут золотые искорки маминой любви. Стало уютно и спокойно. Холодок почти исчез!
Пух огляделся. Норка была уютной и знакомой. Солнечный зайчик играл на стене. «Я не один, – подумал зайчонок. – Со мной моя Волшебная Ниточка и мамина любовь!» Он достал свою любимую книжку с картинками и устроился поудобнее. Время до маминого возвращения пролетело незаметно. А когда Мама-Зайчиха вернулась, Пух радостно бросился к ней:
С тех пор Пух знал: даже когда мамы нет рядом, он никогда не бывает один. Его согревает Волшебная Ниточка Любви, соединяющая его сердце с маминым навсегда. И если ему вдруг становилось немножко тревожно, он просто закрывал глазки, клал лапку на сердечко и чувствовал, как по ниточке бежит золотое тепло. И страх уходил.
Терапевтические механизмы сказки:
1. Конкретная метафора связи: "Волшебная Ниточка" — осязаемый для ребенка образ незримой, нерушимой связи с мамой.
2. Телесный якорь: Действие "положить лапку/ручку на сердечко" дает физический способ справиться со страхом.
3. Визуализация тепла: Образ "золотых искорок любви", бегущих по ниточке, создает ощущение комфорта и защиты.
4. Чувство контроля: Ребенок может мысленно "дернуть за ниточку" — активное действие против беспомощности.
5. Нормализация страха: Страх Пуха показан естественно, без осуждения.
6. Уверенность в возвращении: Мама четко говорит: "Я всегда возвращаюсь".
7. Укрепление самоэффективности: Пух успешно справляется сам, используя "инструмент".
8. Акцент на любви: Любовь названа "самой сильной волшебной силой".
Как использовать родителям:
1. Прочитайте сказку спокойно, с теплом.
2. Создайте "реальную" ниточку: Возьмите красивую прочную нитку или тонкую ленту. Скажите: "Давай сделаем как Пух и его мама! Эта ниточка — символ нашей Волшебной Ниточки Любви. Один конец — у твоего сердца, другой — у моего". Можно завязать крошечный узелок на одежде ребенка или положить ниточку в его карман/шкатулку сокровищ.
3. Отработайте ритуал:
4. Практикуйте игру "Ниточка": Когда вы вместе, играйте: "Чувствуешь, как любовь бежит по ниточке? А теперь я дергаю! Чувствуешь сигнал?". Это укрепляет веру в метафору.
5. Используйте фразы: "Наша Волшебная Ниточка с тобой!", "Дерни за ниточку, я почувствую!", "Тепло нашей любви всегда с тобой".
6. Рисуйте ниточку: Предложите ребенку нарисовать себя, маму и соединяющую их яркую, красивую ниточку.
Почему это работает для дошкольника? Сказка дает ему конкретный, понятный "инструмент" (мысль о ниточке + рука на сердце) для управления страхом, заменяя ощущение одиночества на чувство постоянной защищенной связи. Это укрепляет его внутреннюю опору.
Комментариев пока нет