Адрес:
Санкт-Петербург, Василеостровский район, метро Приморская
Ключевые факторы
Базовые сценарии
Базовые сценарии

“А ЧТО, ЕСЛИ НАДО МНОЙ БУДУТ СМЕЯТЬСЯ?” Социальные страхи у детей: почему они возникают и как мы можем помочь

Я рада приветствовать вас на своём персональном сайте.

Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу. 
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе,  пишу специальные “лечебные” сказки.

А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.

В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:

  • меняются не только ваши дети, но меняются, становятся теплее и ближе ваши отношения;
  • уходит тревога и появляется уверенность;
  • появляется осознание, что ресурсов у вас больше, гораздо больше, чем вы думали раньше;
  • вы начали справляться с такими ситуациями, которые раньше были вам не по силам;
  • вы стали лучше понимать себя и близких.
54043794_2
Я помогаю детям и подросткам
Записаться на консультацию
54992927_2
Отношения со сверстниками
от
3 500
руб.
Подробнее
Записаться
53967260_2
Отношения в семье
от
5 200
руб.
Подробнее
Записаться
54992882_2
Работа с уверенностью
от
2 500
руб.
Подробнее
Записаться
Невозможно иметь стабильную высокую самооценку, когда в голове постоянно звучит голос Внутреннего Критика. Сегодня о нём и поговорим.
Этим постом начинаю цикл постов о социальных страхах. Социальные страхи - цена того, что мы живём в обществе и являемся его частью. Как помочь ребёнку, который боится сделать что-то не так, "потерять лицо" - об этом мои посты.
Мои книги
G__cWrfdo08
Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе,  пишу специальные “лечебные” сказки.
подробнее
Мои метафорические карты
rJHOh_vqKvw
Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе,  пишу специальные “лечебные” сказки.
подробнее
Почему лучше обратиться именно ко мне?
Квалифицированная психологическая помощь
готовим к работе высококвалифицированных сотрудников
Максимальная экономия времени и денег
используем современные материалы и инновационные технологии
Деликатное решение проблем
сотрудничаем с 15 сертифицированными поставщиками
Гарантия конфиденциальности
на все проведенные работы от 5 до 20 лет

“А ЧТО, ЕСЛИ НАДО МНОЙ БУДУТ СМЕЯТЬСЯ?” Социальные страхи у детей: почему они возникают и как мы можем помочь

Итак, в предыдущих постах мы поговорили о детских страхах: перед монстрами, темнотой, соседской собакой. Эти биологические страхи рождаются из инстинкта самосохранения. Их задача – уберечь тело от физической опасности. Но есть и другая, не менее важная категория – социальные страхи. Их задача – уберечь нашу личность, наше «Я» от угрозы в мире людей. И если с первыми мы справляемся довольно успешно, то вторые часто ставят нас в тупик. Давайте разберемся, что это такое.

 

Биологический vs. Социальный страх: в чем разница?

 
  • Биологический страх – это реакция на прямую угрозу жизни и здоровью.
  • Объект: темнота, высота, громкий звук, большая собака.
  • Вопрос ребенка (внутренний): «Опасно ли это для моего тела?»
  • Цель: Выжить.
 
  • Социальный страх – это реакция на угрозу благополучию и статусу в группе.
  • Объект: осуждение, насмешки, непринятие, неудача на людях.
  • Вопрос ребенка (внутренний): «Примут ли меня? Будут ли меня любить и уважать? Что подумают другие?»
  • Цель: Быть частью общества, сохранить самооценку.
 

Социальные страхи сложнее, потому что «враг» невидим. Им становится чужое мнение, оценка, молчание или смех.

Когда и почему появляются социальные страхи?

У социальных страхов нет таких чётких возрастных периодов возникновения. Кто-то довольно рано начинает бояться замечаний взрослых, кому-то удаётся обойтись минимальным набором  социальных страхов.

Первый пик социальных страхов приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст (5-8 лет). Второй - на подростковый возраст (!3-17 лет). Почему именно в это время?

1. «Выход в свет»: В 5-7 лет ебенок выходит за рамки семьи – в детский сад, школу, кружки. Рейтинг значимости смещается: мнение сверстников и учителей начинает конкурировать с мнением родителей.

2. Развитие самосознания: Формируется «Я-концепция». Ребенок начинает оценивать себя глазами других: «Я красивый? Я умный? Я сильный?» Он учится смотреть на себя со стороны.

3. Усвоение социальных норм: Он понимает, что есть «правильно» и «неправильно» в поведении, и боится нарушить эти правила.

4. Для подростка его социальный статус имеет огромную значимость. Отсюда чуткое отношение к чужим оценкам, страх “потерять лицо” в присутствии сверстников.

 

Какие дети и семьи в «зоне риска»?

Социальные страхи могут возникнуть у любого ребенка, но есть факторы, которые повышают уязвимость:

  • Дети с особенностями: Застенчивые, чувствительные, тревожные по темпераменту; дети с СДВГ, расстройствами аутистического спектра, речевыми нарушениями (заикание), которые привлекают внимание.
  • Стиль семейного воспитания «Тревожная» гиперопека: Родитель транслирует ребенку: «Мир опасен, ты не справишься».
  • Авторитарный стиль семейного воспитания: критика, завышенные требования. Формирует у ребенка перфекционизм и страх «не соответствовать».
  • Гиперконтроль: Ребенок не приобретает собственного опыта решения социальных задач.
  • Социальная изоляция семьи: Если у родителей самих мало друзей, ребенок не видит моделей социального поведения.

Самые частые социальные страхи у детей:

1. Страх неудачи и ошибки («Синдром отличника»). «Я не буду это делать, а то получится плохо».

2. Страх отвечать у доски, публичных выступлений. «Все будут на меня смотреть, и я забуду слова».

3. Страх несоответствия ожиданиям. «Я не такой красивый/сильный/умный, как обо мне думают. Вдруг во мне разочаруются».

4. Страх быть осмеянным, отвергнутым сверстниками. «Со мной не захотят играть», «Надо мной будут смеяться».

5. Страх перед взрослыми с властью (строгим учителем, тренером, школьным вахтёром).

Как вы, мама или папа, можете помочь ребёнку с социальными страхами:

Какой бы ни был конкретный страх, ваши действия должны быть направлены на укрепление фундамента личности ребенка.

  1. Безусловное принятие – ваш главный инструмент.

   · Ребенок должен знать: ваша любовь не зависит от его оценок, побед или провалов. Чаще говорите: «Я люблю тебя любого. Ты важен мне просто потому, что ты есть». Не угрожайте, что перестанете любить ребёнка в случае неудачи.

  1. Фокус на процессе, а не на результате.

   · Хвалите не за пятерку, а за упорство: «Я видел, как ты старался!». Не за победу, а за смелость участия: «Ты вышел на сцену – это уже огромная победа!».

  1. Развивайте эмоциональный интеллект.

   · Помогайте называть чувства: «Я вижу, ты расстроен, потому что боишься завтрашней контрольной?». Это учит понимать себя и снижает тревогу.

  1.  Создавайте ситуации успеха.

   · Давайте задачи, с которыми ребенок гарантированно справится, и публично отмечайте его успехи. Играйте в игры, в которых у ребёнка есть шанс выиграть, искренне поздравляйте с победой, но не поддавайтесь специально. Это поможет выстроить  уверенность в себе.

  1. Не обесценивайте и не высмеивайте страх.

   · Фразы «Да ерунда это!», «Не будь трусом» – разрушительны. Вместо этого: «Я понимаю, что тебе страшно. Давай подумаем, что может помочь».

  1. Будьте моделью адекватного отношения к ошибкам.

   · Показывайте на собственном примере, что ошибаться – это нормально. Рассказывайте о своих мелких промахах и как вы с ними справлялись: «Ой, я сегодня опоздала на встречу, было неприятно. Придется извиниться и в следующий раз выйти пораньше».

  1. Обучайте социальным навыкам напрямую.

   · Проигрывайте сложные ситуации дома: как познакомиться, как попросить игрушку, как адекватно отреагировать на дразнилки. Для этого отлично подходят куклы, ролевые игры.

Когда без специалиста не обойтись?

Если страх парализует волю ребенка, мешает ему ходить в школу, заводить друзей, приводит к частым соматическим проявлениям (тошнота, боли) и длится более нескольких месяцев – это сигнал обратиться к детскому психологу.

Помните: Социальные страхи – это не слабость, а обратная сторона важнейшего человеческого качества – желания быть частью общества, любить и быть любимым. Наша задача – не оградить ребенка от всех социальных бурь, а помочь ему построить крепкий внутренний корабль, способный в них плавать.

 

В следующих постах мы подробно разберем каждый из социальных страхов и конкретные инструменты работы с ними.


  

 

 

 
    
Комментарии

Комментариев пока нет

Остались вопросы?
Задайте инетересующий вас вопрос и наши менеджеры перезвонят вам и все расскажут
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Вопрос:*
это поле обязательно для заполнения
Подтверждаю,*
Политикой конфиденциальности
Спасибо! Форма отправлена
Адрес:
Санкт-Петербург, Василеостровский район, метро Приморская
Ключевые факторы
Базовые сценарии
Базовые сценарии
Яндекс.Метрика