Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
Итак, в предыдущих постах мы поговорили о детских страхах: перед монстрами, темнотой, соседской собакой. Эти биологические страхи рождаются из инстинкта самосохранения. Их задача – уберечь тело от физической опасности. Но есть и другая, не менее важная категория – социальные страхи. Их задача – уберечь нашу личность, наше «Я» от угрозы в мире людей. И если с первыми мы справляемся довольно успешно, то вторые часто ставят нас в тупик. Давайте разберемся, что это такое.
Биологический vs. Социальный страх: в чем разница?
Социальные страхи сложнее, потому что «враг» невидим. Им становится чужое мнение, оценка, молчание или смех.
Когда и почему появляются социальные страхи?
У социальных страхов нет таких чётких возрастных периодов возникновения. Кто-то довольно рано начинает бояться замечаний взрослых, кому-то удаётся обойтись минимальным набором социальных страхов.
Первый пик социальных страхов приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст (5-8 лет). Второй - на подростковый возраст (!3-17 лет). Почему именно в это время?
1. «Выход в свет»: В 5-7 лет ебенок выходит за рамки семьи – в детский сад, школу, кружки. Рейтинг значимости смещается: мнение сверстников и учителей начинает конкурировать с мнением родителей.
2. Развитие самосознания: Формируется «Я-концепция». Ребенок начинает оценивать себя глазами других: «Я красивый? Я умный? Я сильный?» Он учится смотреть на себя со стороны.
3. Усвоение социальных норм: Он понимает, что есть «правильно» и «неправильно» в поведении, и боится нарушить эти правила.
4. Для подростка его социальный статус имеет огромную значимость. Отсюда чуткое отношение к чужим оценкам, страх “потерять лицо” в присутствии сверстников.
Какие дети и семьи в «зоне риска»?
Социальные страхи могут возникнуть у любого ребенка, но есть факторы, которые повышают уязвимость:
Самые частые социальные страхи у детей:
1. Страх неудачи и ошибки («Синдром отличника»). «Я не буду это делать, а то получится плохо».
2. Страх отвечать у доски, публичных выступлений. «Все будут на меня смотреть, и я забуду слова».
3. Страх несоответствия ожиданиям. «Я не такой красивый/сильный/умный, как обо мне думают. Вдруг во мне разочаруются».
4. Страх быть осмеянным, отвергнутым сверстниками. «Со мной не захотят играть», «Надо мной будут смеяться».
5. Страх перед взрослыми с властью (строгим учителем, тренером, школьным вахтёром).
Как вы, мама или папа, можете помочь ребёнку с социальными страхами:
Какой бы ни был конкретный страх, ваши действия должны быть направлены на укрепление фундамента личности ребенка.
· Ребенок должен знать: ваша любовь не зависит от его оценок, побед или провалов. Чаще говорите: «Я люблю тебя любого. Ты важен мне просто потому, что ты есть». Не угрожайте, что перестанете любить ребёнка в случае неудачи.
· Хвалите не за пятерку, а за упорство: «Я видел, как ты старался!». Не за победу, а за смелость участия: «Ты вышел на сцену – это уже огромная победа!».
· Помогайте называть чувства: «Я вижу, ты расстроен, потому что боишься завтрашней контрольной?». Это учит понимать себя и снижает тревогу.
· Давайте задачи, с которыми ребенок гарантированно справится, и публично отмечайте его успехи. Играйте в игры, в которых у ребёнка есть шанс выиграть, искренне поздравляйте с победой, но не поддавайтесь специально. Это поможет выстроить уверенность в себе.
· Фразы «Да ерунда это!», «Не будь трусом» – разрушительны. Вместо этого: «Я понимаю, что тебе страшно. Давай подумаем, что может помочь».
· Показывайте на собственном примере, что ошибаться – это нормально. Рассказывайте о своих мелких промахах и как вы с ними справлялись: «Ой, я сегодня опоздала на встречу, было неприятно. Придется извиниться и в следующий раз выйти пораньше».
· Проигрывайте сложные ситуации дома: как познакомиться, как попросить игрушку, как адекватно отреагировать на дразнилки. Для этого отлично подходят куклы, ролевые игры.
Когда без специалиста не обойтись?
Если страх парализует волю ребенка, мешает ему ходить в школу, заводить друзей, приводит к частым соматическим проявлениям (тошнота, боли) и длится более нескольких месяцев – это сигнал обратиться к детскому психологу.
Помните: Социальные страхи – это не слабость, а обратная сторона важнейшего человеческого качества – желания быть частью общества, любить и быть любимым. Наша задача – не оградить ребенка от всех социальных бурь, а помочь ему построить крепкий внутренний корабль, способный в них плавать.
В следующих постах мы подробно разберем каждый из социальных страхов и конкретные инструменты работы с ними.
Комментариев пока нет