Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
И ещё немного про границы. Границы определяют правила, те самые “можно” и “нельзя”, которыми определяется жизнь семьи. В одних семьях можно заходить без стука в любую комнату, брать без спросу чужие вещи, читать переписку друг друга. В других такое поведение послужит основой конфликта: “Это моё! Не трогай!” В некоторых семьях допустимы прилюдные комментарии по поводу внешнего вида и поведения членов семьи. В других семьях это - табу.
Границы могут меняться с течением жизни семьи, муж и жена могут либо обосабливаться друг от друга, либо больше открываться. Для семьи с размытыми внутренними границами, в которой “всё общее” и “нет секретов” желание подростка уединиться, спрятать дневник, не давать родителям свой телефон или планшет будет воспринято как бунт.
Границы - это то, что члены семьи не замечают, пока на приёме у психолога не начинают говорить о них.
Когда я прошу клиентов рассказать о своей семье с помощью карт “Метафорические животные”, границы становятся видимыми. Размытые внешние границы, при которых семья с лёгкостью впускает “людей со стороны” обычно сочетаются с жёсткими внутренними границами. А жёсткие внутренние границы это нежелание рассказывать о себе, закрытость от членов семьи. И - потеря контакта.
История пятая: “А семья - это кто?” *
Мама девочки-подростка: “Я совершенно не понимаю, что с ней происходит! Дочь постоянно где-то пропадает, не рассказывает, где и что делает. Она с детства все выходные и каникулы проводила у бабушки и дедушки по отцу”.
Когда я предлагаю клиентке рассказать о своей семье с помощью карт “Метафорические животные”, она задаёт мне вопрос: “А семья это кто?”
Семья с точки зрения мамы девочки выглядит вот так: “Это я, рядом - мой нынешний мужчина. Почти муж. Но мы не постоянно живём вместе. Вот это - дочь и младший сын, с этой стороны - дети моего друга, они часто проводят с нами выходные. Вот это - бабушка и дедушка сына, мои вторые свёкор и свекровь. Они любят детей, каждое лето и каждую зиму берут их с собой в отпуск. А это - мой первый муж и моя первая свекровь, я с ними редко общаюсь, с ними общается дочь”.
Так выглядит семья с размытыми границами - много “своих”, но по-настоящему тесной связи нет ни у кого. Удивительно ли, что девочка-подросток ищет “своих” за пределами семьи?
Девочка: “Вот моя семья. Мама - жар-птица. Она такая красивая и всегда в полёте. Рядом с ней - братик. Он медленный, как черепаха. И слова лишнего не скажет. А вот здесь - я, дельфин, и моя подруга. Она самый близкий для меня человек. Мы из одной стихии”.
Затем я задаю вопрос: "А как бы ты хотела, чтобы выглядела твоя семья?" "Я бы хотела, чтобы вот так!" - отвечает девочка и выкладывает карты - мама, она сама и младший брат. "Так было бы хорошо, все самые близкие рядом!"
После встречи с девочкой мы с мамой долго обсуждали, как дочь видит их семью (с согласия девочки, конечно). Говорили о том, как из чудесных, интересных, открытых семей подростки уходят, чтобы найти по-настоящему тесные, особенные отношения.
* здесь и далее - примеры обобщённые и не имеют отношения к реальным клиентам. Я уважаю желание своих клиентов сохранять конфиденциальность нашей работы.
Комментариев пока нет