Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
“Я не могу найти своё место в классе” - вот один из запросов, с которыми ко мне приходят подростки. И для многих это очень серьёзно: “Мне так плохо среди одноклассников, что даже не хочется ходить в школу”.
Давай думать вместе.
Представь себе, что твой класс это сложное мозаичное панно.
Смотри, в центре и чуть выше середины яркая звезда. Это лидер, та самая звезда класса. К нему или к ней тянутся многие ребята, он или она - лидер мнений и законодатель моды.
Дальше я буду писать в мужском роде, чтобы не использовать конструкцию “Он или она”, но при этом все роли могут занимать как мальчики, так и девочки.
Итак, звезда обычно социален, любит и может общаться много, не устаёт постоянно быть на виду. А ещё быстро реагирует, легко адаптируется, легко переносит неудачи. Привлекателен, нравится сверстникам и старшим.
Сложность: звезде трудно находиться в одиночестве. И вообще, это очень тревожно - быть на вершине. Оттуда больно падать. Приходится прилагать много сил, чтобы не сорваться.
Лучи звезды - последователи или соратники. Это та самая свита, которая и делает короля. В эту категорию попадают самые разные ребята. Кто-то искренне восхищается звездой и готов смеяться над любой его шуткой, кто-то дружит с ним с самого детства и привык быть в его тени, а кто-то копирует звезду и сам стремится в звёзды. Некоторые последователи могут легко сменить звезду, если прежняя сорвётся с небосклона.
Рисков здесь несколько. Возможно, главный риск - так и не найти свой путь, постоянно двигаясь в кильватере крупного судна. Другой риск - сделать что-то, чего не хочешь делать, оказавшись под влиянием лидера. В остальном же довольно уютная и стабильная роль.
Видишь, на нашем панно выше звезды, слева или справа, ещё одно яркое пятно. Это главный соперник. Тот, кто тоже чувствует в себе силы и таланты звезды, но по той или другой причине не стал ею. Возможно, не так ярок. Или же недавно в вашем коллективе. Непростая роль. Многие ребята устраивают буквально войны за лидерство. И используют не только положительные способы - победить в интеллектуальном споре, организовать интересное мероприятие, - но и не вполне корректные, а то и вовсе противозаконные.
В таком противостоянии тратится много сил и времени, а результат может оказаться плачевным.
У альтернативного лидера может быть своя свита, о ней не буду писать отдельно.
А эти яркие пятна на мозаичном панно, рассыпанные тут и там, привлекающие внимание только под определённым углом зрения - эксперты. В классе их обычно несколько. Вот этот парень - настоящий компьютерный гений. А эта девочка отлично рисует мангу. Эти ребята могут быть социально активны или иметь репутацию одиночки, но их обычно ценят и уважают. Здорово, если эксперт умеет проявлять свою экспертность. Особенно если его навык ценен для других ребят. Если пока не умеет, то стоит научиться этому.
Основная трудность - найти свой талант и проявить терпение, чтобы развить его. Зато результат того стоит!
Внизу панно ещё одно яркое пятно с размытыми краями. Это классный шут. Как правило, мальчик. Девочки редко приживаются в этой роли. Роль по-настоящему уникальна! В классе обычно не более одного шута, и шут может занимать свою нишу с первого класса.
Такой человек обычно социален, активен, предприимчив, легко переживает неудачи. Естественно, с хорошим чувством юмора. Часто маска шута так крепко приклеивается к своему носителю, что её и не снять. И шут вынужден оставаться шутом до окончания школы. По моему опыту, шуты обычно одиноки, у них нет настоящих друзей. Ведь за шутками часто скрывается внутренняя боль, неумение иначе справляться с трудностями, кроме как шутить над ними. И да, без помощи шут не может сменить социальную роль.
А вот это неяркое, но при этом заметное пятно на мозаичном панно - душа класса. Самый тёплый и поддерживающий человек. Невозможно стать душой класса, если у тебя не слишком много душевного тепла или ты привык насмехаться критиковать и обесценивать. Себя и других. Душа класса готов понять любого, охотно заводит приятелей, в конфликтах выступает миротворцем, а вот дружит часто с одним или двумя человеками. Может поддержать и посочувствовать.
Почти невозможно научиться быть душой класса. Эти качества либо есть, либо их нет.
А теперь посмотри на эти серые, бледно-фиолетовые, неярко-зелёные, словно размытые пятна на панно. Это те ребята, которые не смогли проявить себя. Среди них есть несколько, которым и так хорошо, которым спокойнее и уютнее быть незаметными. Остальные не могут найти своего места. Они хотели бы как-то проявить себя в классе, но они недостаточно активны, так так постоянно останавливают свою активность. Не могут показать своих умений, так как слишком тревожны и чувствительны к критике. И часто чувствуют себя разочарованными на фоне своих более ярких сверстников.
А какое место ты занимаешь в своём классе? Ты звезда или свита звезды? Борешься за “место под солнцем” или чувствуешь себя человеком-невидимкой?
И как тебе на этом месте? Нормально? Или хочется что-то поменять?
Комментариев пока нет