Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Я преклоняюсь перед вами, Клайв Льюис и Роджер Желязны, Джоанна Роулинг и Алексей Толстой, перед вами и перед другими, создавшими свои двери, порталы между мирами - миром реальности и миром фантазии. Порталы в виде платформы 9 и три четверти, дверцы за нарисованным очагом, волшебного шкафа. Вы показываете тем, кто, как и вы, живёт в двух (трёх, четырёх…) мирах способ не запутаться, не заблудиться между мирами, не потерять контакта с реальностью.
Ему девять и он третьеклассник. Симпатичный, даже красивый. Он живой и общительный, охотно рассказывает о себе, о своей жизни, о школе и о друзьях. Свободно рассуждает на “недетские” темы. А ещё он, по его собственным словам, “мастер проблем”.
Какие проблемы? Откуда? Он контактен, в меру эмоционален, определённо умён и социально понятлив. Во всяком случае, ему ясно, чего от него ждут учителя и родители, тренер и руководитель кружка. Но при всём этом личностном богатстве у него есть трудность - или это дар? У него богатая фантазия. Слишком богатая. Богатая настолько, что повседневный, реальный мир с его уроками, трудными шнурками, строгим тренером с его свистком кажется непроходимо серым и скучным. Особенно его пугает именно свисток тренера, который “достаёт до печёнок”. “Вы хоть раз слышали, как звучит свисток в бассейне? Ужас! Я от этого свистка просыпаюсь, даже если и не спал вовсе!”
И это - тоже проблема: состояния сна и бодрствования словно перетекают друг в друга, малейшая пауза в деятельности - и он ускользает. Куда? Каждый раз по разному. Иногда он словно переигрывает заново только что произошедшую ситуацию - неудачный ответ на уроке, мелкую ссору по дороге в школьную столовую. Иногда придумывает сказки, истории “про самого себя”. Или, что бывает довольно часто, мысленно разговаривает с папой, который год назад ушёл в другую семью.
Собственно, с папиного ухода и начались проблемы. Мальчик, и до этого обладавший богатой фантазией, стал буквально “сбегать” от постоянно грустной мамы, раздражённой бабушки, от собственной душевной боли. Сбегать туда, где он крут и успешен, где он совершает подвиги, спасает людей - да что там людей, человечество спасает! - и папа это видит и возвращается в семью, чтобы быть ближе к своему героическому сыну.
Родители редко замечают, когда дети начинают ускользать в мир собственной фантазии, у родителей свои интерпретации: “ворон считает”, “дурака валяет”, “ничего не делает”. А в это время их чадо изобретает “кристалл всевластия”, перемещается за пределы Солнечной системы, дабы достать споры растения, которое восстановит погубленную атмосферу Земли. Для родителей и учителей подобные “побеги в другую реальность” просто отвлечения внимания, из-за которых страдает учёба, уроки делаются часами, любое элементарное дело вроде чистки зубов или наведения порядка на письменном столе растягивается на длительное время. А дело в том, что тот, кто сейчас якобы собирает портфель, на самом деле, душевно и умственно, находится за тысячи парсеков от скучной реальности.
Почему дети убегают в фантазии? Во-первых, конечно, потому, что умеют фантазировать, обладают воображением и творческим взглядом на вещи. Во-вторых. потому, что не могут справиться с чем-то в реальном мире. Одним не хватает поддержки доброжелательных взрослых. Или поддержка есть, но не в той форме, не в том виде, который нужен ребёнку. Другим - внимания в трудный момент. Часто дети начинают бурно фантазировать, оказавшись на жизненном переломе - переехал, а друзей на новом месте нет, родители развелись, кто-то из нужных людей стал недоступен, уехал или умер. В-третьих, фантазирование позволяет маленьким фантазёрам справиться с тревогой и страхами. В-четвёртых, “ускользающим” детям часто не хватает достижений в реальной жизни. Ребёнок убегает в фантазии где становится чемпионом мира по математике, а в это время вот это вот “У Маши было 4 яблока, а у Бори 8...” скучает на открытой странице учебника. Скучает до маминого гневного окрика.
И что же делать-то? Как тому, кому не хватает терпения на элементарное, достичь успеха? Я полагаю, что сделать это можно, если вывести фантазирование из “тайной” деятельности в реальное творчество. Можно помочь ребёнку оформить некоторые из его фантазий в виде сказок, историй. Сделать книгу и показать друзьям и родственникам, поучаствовать в школьном литературном конкурсе или ещё каким-то образом перевести фантазирование в сферу деятельности. “Тайным компонентом” этого проекта станет совместное занятие родителя и ребёнка. В идеале - интересное всем участникам. А совместное семейное творчество замечательно сближает. вы же сами это знаете.
И обязательно познакомьте своего фантазёра с литературой по возрасту, в которой существуют “параллельные реальности”, волшебные миры и порталы, позволяющие перемещаться между мирами. И расскажите о людях, которые умеют придумывать такие истории.
Комментариев пока нет