Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Помните, в первые дни карантина то и дело звучала фраза: “После пандемии мир не останется прежним”. В те дни я не очень понимала, о чём идёт речь. По моим наблюдениям, активные люди через несколько дней начали переводить свою активность в онлайн. Те люди, которые и до пандемии и карантина не были скоры в принятии решений, замерли. Мне казалось, что мы останемся такими, какими и были.
Сейчас мне становится понятно, для кого мир действительно кардинально изменился - для тревожных. Тревожные стали ещё более тревожными. А дети тревожных родителей теперь с трудом справляются с возросшей тревогой.
“Сыну восемь лет, окончил первый класс. С удовольствием ходил в школу, но в марте, как и все, пошёл на карантин. Теперь каждый день заводит разговоры о том, что хотел бы учиться дома, потому что боится вируса. Я тоже боюсь вируса, боюсь за сына, но думаю, что он должен ходить в школу. Как объяснить ребёнку, что надо ходить в школу?”
“Нашей дочери шесть, и мы за неё очень переживаем. На карантине, разумеется, не ходила в детский сад. Да и вообще полтора месяца не выходила из дома, боялись заразиться. Потом понемногу начали гулять, но вдали от людей, чтобы не контактировать. Теперь мы наблюдаем, что дети начали гулять на детской площадке. Дочь вроде бы хочет к ним, но боится. Хотя мы разрешили, только чтобы очень близко не подходила. Но дочь сама отказывается играть с детьми, да и вообще редко просится гулять. Мы переживаем, что у ребёнка появляются социальные страхи”.
Вот актуальные родительские запросы на сегодняшний день. Дети, успевшие социализироваться в саду, в школе на фоне тревоги сдают свои позиции, начинают бояться контактировать с людьми из окружающего мира. Карантин заканчивается, но, похоже, не для всех. Кто-то остаётся на “внутреннем карантине”, на территории, обозначенной как “безопасная” - за дверью своей квартиры, за забором дачи. Без контактов с окружающими людьми.
По моим наблюдениям, самый высокий уровень тревоги у детей, чьи родители тоже тревожны. Чувствительная нервная система передаётся по наследству, а тревожные реакции ребёнок буквально впитывает из окружающей среды. Тревога родителей закономерно порождает тревогу у детей.
Что из этого следует? Главное - родителям пора разобраться со своей тревожностью. С тревожностью сложно разобраться раз и навсегда, тревожному не стать расслабленным. Но можно научиться обходиться со своей тревогой так, чтобы не заражать ею детей.
Вот родительские установки, которые легко, а главное, без критики, перенимают дети:
“А что же делать? Ведь мир действительно опасен?” - возражает мне тревожная часть меня же. “Да, в мире множество опасностей, - отвечает ей та часть, которая научилась справляться с тревогой, - Но у меня есть множество ресурсов, чтобы справиться с последствиями неприятных событий. Если не хватит собственных ресурсов, я смогу попросить о помощи”. Да, я близко знакома с тревогой, с той, которая лишает покоя и сна. Но именно сейчас я могу “поймать момент” и радоваться лету. Несмотря ни на что.
Комментариев пока нет