Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Я сначала придумала название к этому посту, а потом долго думала, как его написать. Точнее, сначала я несколько раз в течение пары недель услышала истории на тему “Я боюсь ошибаться и из-за этого страха постоянно торможу” или “Я так боюсь плохой оценки, что лучше ничего не буду делать”.
Пока я размышляла, мне неожиданно вспомнились две девочки. Назовём их Вика и Настя. Обеим по 15 лет, они хорошо учатся в школе и занимаются изобразительным искусством: Вика в художественной школе, Настя в студии и с частным педагогом. Девочки могли бы подружиться, но это неточно. Обе любят быть лучшими, а это не очень хорошая база для дружбы, думаю, им помешало бы соперничество. Впрочем, и живут девочки далеко друг от друга. Хотя в наше время это не препятствие для дружбы.
И Вика, и Настя привыкли к тому, что их хвалят. Их хвалят и в общеобразовательной школе, и там, где они учатся рисовать. Им это важно, на похвале базируется их самооценка. Как сказала одна из девочек: “Если не похвалили, значит, поругали”.
В один из дней девочки узнают о конкурсе. У них появляется возможность показать свои работы там, где ещё несколько сотен рисующих ребят решили заявить о себе. Обе загораются и начинают готовить рисунки на конкурс.
Но тут Вику посещает мысль: “Не так-то хорошо у меня и получается. Я вряд ли смогу выиграть конкурс, на который уже заявилось 500 человек. А вдруг проиграю?” Мысль о проигрыше заставляет Вику передумать: “Нет, я ещё не готова, может быть, на следующий год…”
Настя тоже сомневается. Но решает рискнуть: “Хотя бы попробую, узнаю свой уровень, посмотрю на работы других участников”. И отправляет рисунки, которые одобрил педагог.
Чуда не случается. Настя не проходит даже отборочный тур. И… чувствует стыд: “Я не хороша, я ничего не умею…” На какое-то время Настя даже разочаровывается в себе. Сложные чувства, сложное время.
Но потом вдруг понимает: “Мои рисунки это не я. Мои результаты это не я. Я могу попробовать ещё раз, ещё много раз. Если и не выиграю конкурс, узнаю, как мои работы выглядят рядом с работами других ребят”.
То, что неделю назад казалось провалом, теперь выглядит ступенькой: Настя знает, куда ей двигаться дальше. А ещё знает, что сможет и в будущем пережить неприятные чувства и справиться с ними.
Когда я думаю о страхе провала и о том, как пережить провал, я часто вспоминаю историю Буратино.
Парень продал учебники и личные вещи, чтобы поразвлечься (тебя бы за это точно не похвалили!), попал в сомнительную историю, рисковал своей жизнью, связался с дурной компанией. А в итоге вышел на новый социальный уровень и отца своего за собой вывел. И друзьям помог. А всё почему? А всё потому, что:
Я не призываю тебя следовать путём Буратино. Ищи свой путь. И помни - переживать неудачи нормально. Неудача не сделает тебя плохим, а переживание неудачи не сломает тебя. А поможет найти новые ресурсы, внешние и внутренние.
Спасибо Вам за добрые слова! С подростками я работаю много, о подростковых проблемах знаю.
На Ваш вопрос:
1. В подростковом возрасте интересы детей часто меняются. Бросают что-то, чем долго занимались, часто не сразу находят то, что интересно. Так бывает. Порой подростки боятся идти туда, где дети занимаются по несколько лет, переживают, что будут "хуже всех", и это можно понять. Чаще всего всё-таки находят, чем заняться, идут вместе с подругами или туда, где уже занимаются друзья и подруги.
2. Обратите внимание - Ваша дочь сказала, что ей нравится и что интересно. Но Вам не понравилось её решение, Вы считаете, что профессия следователя "не то" или "не для неё". Возможно, было ещё что-то, о чём дочь говорила "Хочу туда", а Вы считали это решение неправильным?
3. Вы можете поинтересоваться, почему именно следователь? Нравится читать детективы? Возможно, стоит попробовать их писать и позаниматься в литературном кружке? Хочется работать следователем? Узнайте вместе, куда можно поступить, где обучают этой профессии. Возможно, дочь дополнительно займётся историей, физической подготовкой.
В общем, будьте внимательны к тому, что говорит дочь, что ей интересно. Не отвергайте сразу. И тогда получите ответ на свой вопрос.