Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
По моим наблюдениям, почти за каждым ребёнком или подростком с социальными трудностями (трудно найти или сохранить дружбу, трудно проявлять себя в обществе) стоят родители, которые любят шутить...
В посте “Что мы делаем не так?” я писала о четырёх составляющих гармоничного воспитания - протекции, удовлетворении потребностей, количестве требований и запретов и устойчивости воспитательного подхода. Если одна или несколько составляющих недо- или пере-, то такой стиль воспитания называют дисгармоничным.
Основные типы дисгармоничного воспитания:
Гипопротекция характеризуется недостатком протекции и удовлетворения потребностей ребёнка. Основной посыл, который получает ребёнок от родителей: “Главное - не мешайся под ногами”. В явной форме такой стиль воспитания проявляется в неухоженности, заброшенности ребёнка. Такие дети либо крайне привязчивы в ответ на любое внимательное отношение взрослого, либо чрезвычайно недоверчивы. Если гипопротекция имеет скрытую форму, родители формально заботятся о ребёнке, не включаясь в его жизнь. Основной страх ребёнка, который воспитывался в таком стиле - страх оказаться нелюбимым, неприятным, одиноким. Эти дети боятся проявить себя из опасения, что “всё равно на меня никто не обратит внимание”.
Доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном, обостренном внимании к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, не позволяют брать на себя ответственность. Родители считают ребёнка маленьким, даже если он уже окончил школу. Это приводит либо к реакции ранней эмансипации и подростковому бунту, либо к безынициативности, неумению постоять за себя. Если ребёнок послушен и позволяет родителям контролировать все сферы его жизни, у него развивается страх самостоятельных решений, страх любой ответственности. Те же дети, которые протестуют против контроля, чаще всего боятся близких отношений, боятся попасть под сильное влияние.
Потворствующая гиперпротекция. При этом стиле воспитания ребёнок чувствует себя кумиром семьи, этаким наследным принцем. Его обожают, им чрезмерно восхищаются, позволяя ему всё, что он пожелает. Ребёнок избавлен от малейших трудностей и не приучается даже к минимальным навыкам самообслуживания. Восхищения требуют и от всех окружающих. В результате ребёнок имеет высокий уровень притязаний, часто необоснованных, и недостаток упорства и самостоятельности. Первые социальные страхи появляются с первым знакомством с социумом за пределами семьи: “Меня не понимают, не признают моей уникальности! А вдруг так и не признают? Так и не оценят?” Страх быть отвергнутым может остаться основным страхом “кумира семьи” на долгие годы.
Эмоциональное отвержение иначе называют воспитанием по типу Золушки. При максимуме требований ребёнок получает минимум эмоционального тепла, а количество требований часто избыточно. Ребёнком могут тяготиться, а могут вспоминать о его существовании только если нужно дать ему задание. Или спросить, как выполнил прежнее. Эмоционально отвергают нежеланных детей. Но в эмоциональной изоляции может оказаться также брат или сестра тяжело больного ребёнка. В этой ситуации на здорового и благополучного ребёнка просто не хватает родительского тепла. “Золушками” растут дети родителей, проходящих сложный период жизни. Это могут быть трудности со здоровьем, тяжёлый развод или другие обстоятельства, в которых родители хотят переложить на ребёнка часть своих обязанностей и при этом не могут полноценно поддерживать сына или дочь. Кстати, “Золушки” чаще всего появляются на приёме психолога не по инициативе родителей, а по инициативе педагогов или бабушек. Эмоционально отвергаемые дети привыкают получать внимание, заботясь о членах семьи. Социальные страхи “Золушки” - страх не успеть, не справиться, страх провала, особенно в глазах родителей. “Золушки” часто скрытны, обидчивы, проявляют завуалированную агрессию. Боятся публичных выступлений.
Жестокое обращение как стиль воспитания может быть открытым, в виде физического насилия. А может носить скрытый характер, когда между ребёнком и родителями стоит стена эмоциональной холодности. Если же жестокое обращение перемежается редкими всплесками нежной заботы, у ребёнка формируется патологическая зависимость от родителей, невозможность разорвать эмоциональную связь с ними. И в детстве, и во взрослом возрасте жертвы такого воспитания боятся потерять партнёра, боятся оказаться в изоляции, в одиночестве. Иногда, напротив, они боятся близких отношений, ассоциируя их с мучениями и страданиями.
Повышенная моральная ответственность проявляется в постоянном ожидании от ребёнка особых успехов. Ребёнок, растущий в таких условиях, получает много протекции, родители готовы оплачивать репетиторов и частные тренировки. Однако, эмоциональные потребности часто неудовлетворены, ребёнку не хватает общения с мамой или папой, совместных прогулок. От сына или дочери ожидают самостоятельности, ответственности, не соответствующих их возрасту. Поручают заботу о младших членах семьи или престарелых родственников. Постоянно подчёркивают, что на него надеются, что ребёнок обязан оправдать надежды и ожидания родителей. Да, его любят, ему могут многое давать. Но взамен требуют пятёрок, дипломов, медалей. Или беспрекословного выполнения обязанностей, не соответствующих возрасту. Дети, на которых возлагают больше надежды, часто очень занятые дети. Спорт, музыка и иностранные языки - вот тот минимум, на который обречён надежда семьи. Он очень хочет оправдать ожидания! Поэтому может оказаться на психолога или невролога с жалобами на тики, непроизвольные движения – нервное напряжение, в котором находится мальчик или девочка, проявляются в виде усиленного моргания, покашливания, передёргивания плечами и тому подобного. Позже, в подростковом возрасте, родители жалуются, что их ребёнок ничего не хочет и ничем не занимается. Социальные страхи таких детей - страх несоответствия, страх ошибки. Ребёнок рано начинает отказываться от тех или иных дел из страха, что у него не получится.
Непоследовательное воспитание включает в себя один или несколько деструктивных подходов в разных сочетаниях. Например, мама чрезмерно требовательна, а папа не способен выдвигать требования. Иди же родители не придерживаются одного курса в воспитании, их требования зависят от настроения или внешних причин. В этом случае ребёнок растёт в обстановке “воспитательного хаоса”, он не представляет, что именно от него потребуют сегодня. При таких условиях эмоционально устойчивые и смышлёные дети быстро приучаются лавировать между родителями, манипулировать ими. Соответственно, они рано начинают бояться эмоциональной близости, открытости, считая привязанность проявлением слабости. Тревожные же дети страдают из-за недостатка стабильности очень сильно, теряют уверенность и внутренние ориентиры. Соответственно, боятся проявлять себя в социальной жизни, заявлять о своих талантах.
В реальной жизни невозможно постоянно придерживаться гармоничного стиля воспитания. Если ребёнок болен или адаптируется в школе, в детском саду уровень требований вполне резонно снижается. Если семья проходит трудный период, то от ребёнка зачастую требуется большая самостоятельность и ответственность. Но если длительное время с ребёнком трудно, если отношения с ним не ладятся, стоит разобраться, чего не хватает - поддержки, требований запретов? И добавить недостающее или убрать избыточное. Самостоятельно или с помощью специалиста.
Комментариев пока нет