Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Дети показывают, что они пережили или переживают событие, которое их психологически травмирует, через:
игру;
изменение качества сна;
изменение уровня активности;
преувеличенные эмоциональные реакции;
отключение от реальности;
соматические жалобы;
регресс.
Маловероятно, что ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста сможет рассказать, что он слишком сильно переживает какое-либо событие. Требуется внимательно всмотреться в поведение ребёнка, чтобы заметить признаки травмы. Так, ребёнок может раз за разом в игре воспроизводить ситуацию, которая его травмировала: изображать драку, ссору, ДТП или несчастный случай. Ребёнок может много раз проигрывать одну и ту же ситуацию, меняя роли: то он жертва, то тот, кто бьёт или оскорбляет жертву.
Многие дети после события, которое их травмировало, плохо засыпают, боятся оставаться одни в спальне, просыпаются ночью с плачем. Детей часто мучают кошмары.
Уровень активности у детей может меняться по-разному. Одни дети, пережившие травму, замирают, другие становятся вялыми и пассивными, перестают испытывать удовольствие от игры. Есть и такие дети, которые реагируют на травмирующее событие гипервозбуждением, бегают, кричат, могут легко затеять ссору или драку. Есть дети, которые сохраняют высокое внутреннее напряжение, они напоминают сжатую пружину. Расслабиться в таком состоянии невозможно, уснуть или спокойно сидеть, слушая сказку, невозможно. Зато ребёнок может легко “разогнаться” при малейшей внешней стимуляции, выйти из себя при незначительном происшествии.
Преувеличенные эмоциональные реакции могут выглядеть как страх или злость, не соответствующие ситуации: ребёнок может испугаться чего-то, чего не боялся раньше, разозлиться на сверстника в игре, хотя раньше этого не было. Некоторые дети после пережитого стресса или травмирующего события не хотят отпускать от себя родителей, выходить из дома или даже видеть у себя в гостях новых людей. Некоторые дети начинают бояться темноты или монстров.
Событие, которое вызвало слишком много чувств, может заставить ребёнка отключиться от реальности. Ребёнок бессознательно принимает решение, что этого события не было. Такой ребёнок может выглядеть спокойным или даже безмятежным, но при этом взгляд у ребёнка будет отсутствующим, улыбка - блуждающей. В этом случае ребёнок категорически отказывается говорить о событии, которое его напугало.
Дети, перенёсшие травматический опыт, часто жалуются на боль в животе или головную боль. Дело в том, что травмирующее событие заставляет тело “собраться”, сконцентрироваться”. Если ребёнок не смог расслабится после того, как событие закончилось, напряжённые мышцы в ближайшее время могут болью сигнализировать о неблагополучии.
Регресс, или возвращение на более раннюю ступень развития, проявляется в том, что ребёнок начинает вести себя так, как вёл себя на более ранней ступени развития. Оказавшись бессильным перед ситуацией, ребёнок снова чувствует себя маленьким, может начать сосать палец, просит, чтобы его покачали на руках, лепечет, отказывается самостоятельно одеваться.
Чем старше ребёнок, тем больше у него возможностей рассказать о том, что с ним происходит. Дети школьного возраста могут раз за разом рассказывать о ситуации, которая их слишком потрясла.Могут бесконечно расспрашивать взрослых о возможных последствиях, искать информацию в Интернете, смотреть видео и обсуждать со сверстниками. Могут проявлять новые для них эмоции: печаль за судьбу незнакомых людей, беспокойство за близких, ненависть.
Когда происходят события, которые могут нанести психологическую травму детям и взрослым, стоит не забывать об этих признаках психологического неблагополучия у детей. Если вовремя заметить их, можно помочь ребёнку справиться с травматическим опытом дома, не привлекая специалистов. Если дома не получается, лучше не затягивать с визитом к психологу.
Комментариев пока нет