Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
Мечты, цели и достижение этих целей - вот то, о чём я часто беседую с подростками на своих консультациях. Важная тема. И возраст важный для того, чтобы понять, о чём я мечтаю и к чему стремлюсь.
Границы - вот ещё одна характеристика семьи. Их, границы, мы тоже не видим, когда приходим домой с работы, готовим ужин, загружаем стиральную машину или забираем детей из школы. Но они есть, и они влияют на жизнь семьи и на отношения между её членами.
Под границами мы понимаем правила, которые определяют структуру семьи и её связь с тем, что происходит вне семьи. Внешние границы отделяют семью от мира, внутренние разделяют альянсы и коалиции внутри семьи.
Границы могут быть жёсткими, размытыми или проницаемыми. Если внешние границы семьи жёсткие, то внутренние - размытые. Если внешние размытые, то внутренние - жёсткие.
Сложновато? Давайте разберём на примерах и “в картинках”.
История четвёртая: Кто в доме хозяин? *
Это довольно типичная история о жёстких внешних границах и весьма размытых внутренних. В семье 5 человек - мама, папа, близнецы мальчик и девочка 10 лет и их двухлетний братик. Родители обратились с запросом: старший сын “отбился от рук”, совершенно не слушается, дерзит, дерётся с сестрой, обижает брата. В школе у него всё отлично, учится хорошо, послушен, спокоен.
Как обычно, перед тем, как встретиться с мальчиком, я общалась с родителями. Их видение семьи было интересным, а то, как мальчик рассказал о семье с помощью карт "Метафорические животные", ярко иллюстрирует пример семьи с жёсткими внешними границами и размытыми внутренними.
Мальчик: “Я - жар-птица. Это потому, что я яркий и перспективный. Папа - орёл. Он такой, строгий, но справедливый. Сестра - бегемот, она у нас неуклюжая. Вот это - мама и братик. Мама - курица, она всегда дома сидит, выходит только погулять с нами, отвести в школу или в поликлинику. Братик с виду милашка, но может и коготки показать.
Наверху мы с папой, у нас много общих интересов. А мама и брат вот тут, у них свои дела. А сестра сама по себе, уроки делает, что-то читает или маме помогает”.
Спрашиваю: кто приходит в гости? С кем часто общаются?
Мальчик: “У нас гостей не бывает, у нас тесно. Бабушка и дедушка живут далеко (Ремарка: в этом же городе), они только на дачу иногда приезжают. Папа предлагает маме взять няню, чтобы с малышом помогала, но мама говорит, что ей не нужны чужие люди в доме”.
Спрашиваю: мама и папа ходят куда-то вдвоём? Может быть, ездят отдыхать без детей?
Мальчик: “Нет, они не могут. Им нас не с кем оставить”.
Спрашиваю, есть ли у мальчика личное место? Вещи, которые никто не трогает? Личные дела?
Мальчик: “Нет, мама говорит, что в семье друг от друга секретов нет. Проверяет мой портфель, тетрадки, сама разбирает игрушки”.
Спрашиваю: а учёба? Разве она не личное дело?
Мальчик смеётся: “Наша учёба, кажется, больше волнует родителей, чем нас”.
Вот так и выглядит семья, внешние границы которой постоянно “на замке”, а внутренних не существует - подсистемы детей и родителей не разграничены, родителей слишком много в жизни детей, дети не принимают решений в своей жизни, при этом претендуют на лидерство в жизни семьи.
Я ещё вернусь к этой семье, когда буду рассказывать о семейных историях.
* здесь и далее - примеры обобщённые и не имеют отношения к реальным клиентам.
Комментариев пока нет