Если вы заглянули сюда, значит, у вас либо есть интерес к психологии, либо вам нужна помощь психолога.. И в том, и в другом случае вы заглянули по адресу.
Стаж моей практической работы.более 25 лет. Я использую в своей работе разнообразные подходы, в том числе, пишу специальные “лечебные” сказки.
А ещё я верю в то, что из любой трудной ситуации можно найти выход. И тот человек, который обратился за помощью, уже сделал первый важный шаг.
В ходе нашей совместной работы вы заметите, что:
По моим наблюдениям, почти за каждым ребёнком или подростком с социальными трудностями (трудно найти или сохранить дружбу, трудно проявлять себя в обществе) стоят родители, которые любят шутить...
А ещё - зачем “городить огород” со сказками, а не объяснить просто, и кому помогает сказкотерапия, и может ли она быть вредной.
В общем, мои ответы на самые частые вопросы о сказкотерапии.
Итак, что же такое сказкотерапия. Такой вот синтез сказки и терапии, истории и лечения. С тех пор, как к “сказке” добавили “терапию”, она стала направлением в психологии, способом коррекции, изменения поведения. Раньше же просто говорили, мол, “сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. То есть, то, что в сказке содержится некий урок для молодцев, было понятно давно. Да и не только для молодцев, для девиц тоже урок. Сказку использовали, если хотели кому-то что-то объяснить, рассказать, научить чему-то. Да не в лоб, не скучной нотацией, а исподволь, увлекательно.
Сейчас сила сказки признана научно: действительно, сказка воздействует на того, кому её рассказывают. Мягко и нежно воздействует. А поэтому к месту рассказывая сказки, можно помогать детям и взрослым справляться с их трудностями.
Одна из форм сказкотерапии - психологический анализ существующих сказок, историй, мифов. Анализируя текст, клиент проявляет свои особенности, рассказывает о том, как он справляется с трудностями, что получается, а что не получается. Я как психолог обращаю внимание клиента на то, что он упускает какую-то часть содержания, на то, что выбирает одну или другую интерпретацию. Почему именно эту, а не другую? И что будет, если изменить свой выбор?
Клиент и сам может сочинять сказки, истории в ходе психокоррекционной работы. И это тоже сказкотерапия. Есть и промежуточная форма - совместное сочинение сказок. В этом случае психолог задаёт тему, предлагает сказочный зачин, а клиент сочиняет собственное продолжение.
Сказка, метафора, история воздействует не прямо, не через формальную логику, а исподволь, через эмоцию, метафоры, ассоциации. Не “драться плохо, с теми, кто дерётся, никто не дружит”, а “жил-был медвежонок, славный и веселый, но очень уж задиристый”. В этом случае у того, для кого рассказывается сказка, не возникает протеста, сопротивления. Ведь сказка - не скучная нотация и не обвинительная речь, чему тут сопротивляться. И вообще, сказка не про него, а про медвежонка! Сказка "Заяц-трус, всего боюсь" - одна из таких сказок. Я написала её для тревожного ребёнка.
А раз нет сопротивления, можно мягко рассказать, какие могут быть последствия, подсказать другие формы поведения.
Сказкотерапия - это для детей? Я бы сказала, что сказкотерапия скорее “детский” инструмент психолога. Сказкотерапия имеет дело с воображением, восприятием, образным мышлением. А они формируются раньше, чем логическое мышление, то есть, эти структуры по сравнению с логикой более “детские”. Но сказкотерапию используют и для работы со взрослыми, причём успешно используют. В этом случае сказкотерапия обращается к “детским” структурам взрослого человека, к его “внутреннему ребёнку”. Помните, кому Сент-Экзюпери посвятил своего “Маленького принца”? “Леону Верту, когда он был маленьким”. Так и сказкотерапия обращена ко взрослому, “когда он был маленьким”. Сказки "Самый могущественный волшебник" и "Антресоли" - сказки для взрослых, адресованные "внутреннему ребёнку"
Может ли неудачная терапевтическая сказка создать проблемы? Может, и я читала такие сказки. Я даже разработала “технику сказочной безопасности”, чтобы предупредить возможные ошибки при сочинении терапевтических сказок. Так, сказка пишется для ребёнка, а не для родителей, что очень важно. Сказка не должна стыдить или запугивать того, для кого она написана.
Какие проблемы клиента можно решить с помощью сказкотерапии? Разнообразные! Арт-терапия, и сказкотерапия в частности, замечательно подходит в качестве помощи для решения многих школьных проблем - школьных страхов, трудностей адаптации, трудностей, связанных с соблюдением правил. Я использую сказку, историю для того, чтобы помочь маленькому клиенту справиться с трудностями в общении со сверстниками. Сказка "Нарисованная птица" помогла маленькому клиенту сохранить веру в себя, когда было трудно. С подростками мы пишем сказки, которые помогают справиться с компьютерной зависимостью, создать новую, адекватную учебную мотивацию, наладить отношения с родителями. Сказкотерапия также замечательно подходит в том случае, если взрослому клиенту нужно определиться с планами, поставить цели на будущее. "Страх чистого листа" - одна из таких сказок. Помогает преодолеть этот самый страх. Проблемы отношений в семье, с коллегами и с начальством - и для этих случаев сказкотерапия оказалась подходящим и эффективным инструментом.
Комментариев пока нет